Одним из важных показателей, определяющих уровень цивилизованности нашего общества, является отношение здоровых людей к людям, имеющим те или иные физические недостатки, то есть к инвалидам. В большинстве своём люди с ограниченными возможностями страдают не от боли, а от неспособности вести нормальный образ жизни. Ведь сама жизнь для них – это барьер, который приходится преодолевать день за днём.
Таким образом, инвалидность – это не медицинская проблема, а проблема неравных возможностей. Инвалиды имеют абсолютно такие же права на участие в общественной жизни, как и люди, не имеющие подобных проблем. Ограничение в возможностях обусловлено физическими, психологическими, культурными, и прочими барьерами, не позволяющими человеку в полной мере участвовать в жизни общества на равных правах, как и другие его члены. Поэтому именно общество должно заботиться об инвалидах, адаптировать существующие стандарты к нуждам и потребностям людей с ограниченными возможностями с целью обеспечения им нормальной, независимой жизни.
Реабилитация инвалидов, то есть их внедрение в нормальную жизнь, осуществляется несколькими методами:
1. Медицинская реабилитация – производится с целью восстановления либо компенсации нарушенных функций организма, включает в себя восстановительную терапию, протезирование, реконструктивную хирургию, а также санаторно-курортное лечение.
2. Социальная реабилитация предусматривает информирование и консультирование, оказание юридической помощи по вопросам реабилитации, психологическую и социокультурную реабилитацию, обучение инвалидов для осуществления той или иной общественной и бытовой деятельности, а также социально-культурный и социально-психологический патронаж семьи, в которой живёт инвалид. Кроме того, социальная реабилитация использует технические средства и средства физической культуры.
3. Профессиональная реабилитация – представляет собой проявление способностей инвалида на рынке труда. Профессиональная реабилитация включает в себя обучение либо переобучение, ориентация инвалидов в том или ином виде деятельности, а также содействие в трудоустройстве.
4. Психолого-педагогическая реабилитация – проводится для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Сюда входит дошкольное воспитание и обучение, школьное образование, а также психолого-педагогическая работа с подростками с использованием различных технических средств реабилитации для обучения.