Одним из основных средств социализации ребенка является познание окружающего мира. Для особых детей, то есть детей с ограниченными возможностями здоровья, роль игры значительно велика. Игра является эффективным методом установления контактов с окружающим миром и адаптация в нем.
Играм отводится огромная роль при работе с особыми детьми, при налаживании контакта с ними. По различным причинам игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья не производятся. К сожалению, некоторые игрушки оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье и развитие детей.
В процессе создания игрушек для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо ориентироваться на такие варианты моделей, которые адаптированы к специфическим возможностям особых детей. Проекты таких игрушек должны разрабатываться совместно с дизайнерами и педиатрами.
Общество должно обеспечить детям с ограниченными возможностями совместную деятельность со здоровыми детьми. Такое общение можно назвать «педагогика переживаний». Здоровые дети учатся сопереживать, помогают детям-инвалидам адаптироваться в обществе. Совместное воспитание способствует успешной интеграции детей-инвалидов в общество. Детям намного проще найти между собой общий язык.
Еще с детского сада желательно использовать интегративные формы общения детей, создавая смешанные группы. В этом случае особое внимание следует уделить тщательному подбору игрушек, отвечающих специфическим особенностям детей-инвалидов, оснащению помещения, обеспечить профессиональную подготовку всех участников педагогического процесса.
Ни в коем случае не следует «прятать» своего ребенка с ограниченными возможностями дома, опасаясь посторонних взглядов. Чем больше новых впечатлений, знаний, общения получит ребенок, тем успешнее будет путь его выздоровления.