В России вступило в активную фазу внедрение в практику инклюзивного образования, иначе говоря, совместного обучения детей-инвалидов и обычных учащихся в условиях существующих общеобразовательных школ. При административном воплощении этой идеи, когда чиновники пытаются внедрить данное новшество простым росчерком пера, возникают вопросы и у родителей, и у педагогов, и у администрации школ.
Родителей детей-инвалидов волнует вопрос об изменении порядка предоставления образовательных услуг в новых условиях, о возможном переводе их детей в режим дистанционного обучения, при котором снизится общение ребенка с социумом и увеличится нагрузка на зрение, так как данный способ основан на выполнении заданий, присланных по интернету. Настораживает родителей и вопрос готовности педагогических кадров, работающих в массовых школах, к совместному обучению всех детей, независимо от их состояния здоровья.
Надо сказать, что эти опасения оправданы. К сожалению не все педагоги готовы к работе в новых условиях, ведь они являются частью общества, которое только начинает открываться для инвалидов, только начинает открыто смотреть на их проблемы и только начинает делать первые шаги по обеспечению их равных прав и возможностей. Хорошо, если руководители школ займут твердую позицию по защите интересов детей-инвалидов в своем учреждении и соответствующим образом настроят и педагогические коллективы, и детские коллективы. Хуже, если руководитель сам положительно не разделяет взгляды инклюзивного образования. Скрыть это не удастся, так как это чувство передастся через слова, отношения, дела.
Педагогов и административных работников школ, прежде всего, волнует вопрос готовности школьных зданий к приему детей-инвалидов, ведь большинство учреждений построено по устаревшим проектам, не отвечающим полностью современным требованиям, установленным последними санитарными правилами и нормами, даже для обучения обычных детей, не имеющих ограничений по здоровью.
Призывы чиновников построить пандусы у всех входов в общеобразовательные учреждения не решит проблемы, а только обострит ее равнодушным выполнением спущенного свыше распоряжения. Ведь после пандуса есть двери, есть лестницы на этажи, есть маленькие классы с узкими проходами между партами, есть классные доски, висящие на строго определенной высоте, есть узкие коридоры и много чего еще, препятствующего спокойному получению образования детей-инвалидов в стенах обычных школ.
Понятно, что идея совместного обучения прогрессивна и действительно выводит детей с ограниченными возможностями здоровья из узкого круга общения, ограниченного родственниками и учителем надомного обучения, приходящего к ученику-инвалиду несколько раз в неделю. Государство финансирует проведение педагогом восьми часов в неделю для ученика-надомника начальной школа, и 12 недельных часов – для ученика-инвалида основной школы. Обычные дети в неделю получают нагрузку в три раза большую.
И это является еще одним камнем преткновения при реализации инклюзивного обучения. Идентичность или индивидуальность программ, их возможный уровень соприкосновения, их выполнение на практике в условиях, когда классы по требованию чиновников формируются с учетом их максимальной наполняемости в 25 человек. Как при такой наполняемости обеспечить должный уровень внимания, очень нуждающемуся в нем ребенку-инвалиду, не в ущерб другим детям, также находящимся на разных уровнях освоения материала – вот вопросы, волнующие педагогов-практиков.
Отвечая за здоровье детей, находящихся в образовательном учреждении во время учебного процесса, администрацию школ волнует и вопрос отсутствия в штатном расписании должности медицинской сестры, которые были убраны в процессе реформирования систем образования и здравоохранения. Отсутствие квалифицированной помощи в случае приступов эпилепсии, сердечных приступов детей-инвалидов или других внештатных ситуаций, связанных с состоянием здоровья учащихся, является еще одной проблемой совместного обучения, требующей своего решения.
Последние шаги, предпринятые государством, внушают оптимизм и веру в то, что здравый смысл победит и на имеющиеся вопросы, которых еще много, найдутся положительные ответы, устраивающие всех участников образовательного процесса.