Согласно статистике на 2010 год официальными инвалидами в нашей стране являются 9,3% населения. Под словосочетанием «официальный инвалид» имеют в виду людей, получивших различные группы инвалидности при проведении медицинской экспертизы.
Но есть множество людей, которые также ограничены в движении, общении и многом другом, но инвалидами в силу различных причин официально не являются. То есть, к числу инвалидов по физическому здоровью можно смело прибавить еще около 5% граждан.
Итого получается, что почти 15% населения имеют ограничения в передвижении, общении, самообслуживании по состоянию здоровья. Такое количество людей сопоставимо с населением нескольких достаточно крупных городов.
Причем значительная часть инвалидов могут передвигаться только с помощью специальных кресел-каталок или других подобных средств.
В Российской Федерации разработано специальное законодательство, связанное с инвалидностью. Оно включает в себя практически все аспекты социальной жизни инвалидизированных граждан, начиная с того, кого признают инвалидом на официальном уровне, до законов о социальной защите и социальном обслуживании граждан, являющихся инвалидами.
Также этими законами регламентируется способ удобного перемещения инвалидов в общественном транспорте и общественных местах. Чтобы сделать передвижение инвалидов не только возможным, но и простым и удобным используется достаточно сложное оборудование и различные специальные приспособления.
К ним относится, во-первых оборудование для подъема инвалидов. Это специальные пассажирские подъемники и лифты, приспособленные для таких категорий граждан, как инвалиды и пожилые люди.
Также для передвижения используются различные кресла-коляски, в том числе и с функцией подъема и опускания, поддерживающие устройства в виде стоек, перил, поручней. Для комфортной жизни инвалидов в быту используются специальное санитарно-техническое оборудование, специальные подставки в ванную комнату и многое другое.
Для комфортного передвижения в общественном транспорте современные автобусы и маршрутные такси оборудуют специальными подъемниками для инвалидов. Эти приспособления могут подниматься и опускаться на нужную высоту и, благодаря этому, позволяют инвалидам в колясках попасть в общественный транспорт и спокойно выйти из него там, где это необходимо.
Аналогичные системы устанавливаются на вокзалах, где есть подземный выход к поездам. В общественном транспорте должны использоваться специальные поручни и элементы крепления.
Приятно отметить, что современный транспорт оборудуется системами оповещений для слабовидящих и слабослышащих (это голосовое объявление остановок и специальные табло с бегущей строкой, на которой отражается вся необходимая для пассажира информация).
На самом деле на бумаге все получается достаточно неплохо, но реальность, к сожалению, далека от идеала. Очень малый процент автобусов и маршрутных такси оборудован специальными подъемниками (возможно, это обусловлено тем, что такие приспособления очень медленно работают и задерживают транспорт), а если транспорт и оборудован подъемником, то многие водители либо не умеют, либо не считают нужным ими воспользоваться.
Специальные подъемники установлены далеко не на всех вокзалах и часто не работают, да еще и люди не знают каким образом их использовать. В метро наблюдается еще более удручающая ситуация – там вообще нет никаких приспособлений для передвижения инвалидов. То есть, получается, что самый удобный вид транспорта в Москве и Санкт-Петербурге закрыт для людей, передвигающихся в инвалидной коляске.
Но, несмотря на все недоработки, неадекватное финансирование и прочие препоны, характерные для Российской Федерации, ситуация постепенно улучшается. Ведь буквально пять лет назад мало кто слышал о специальных подъемниках, движущихся платформах и прочих очень полезных и удобных приспособлениях для инвалидов.
Сейчас наблюдается значительное, хоть и медленное улучшение ситуации. Таким образом, можно надеяться и на дальнейшее улучшение социального благополучия инвалидов в нашей стране.