Образование детей-инвалидов, впрочем, как и обычных детей, зависит в полной мере от желания родителей. Правда, родителям детей-инвалидов практически всегда приходится делать очень трудный выбор между формой получения образования и видом образовательного учреждения. Ведь от документа, полученного по окончанию школы, зависит и дальнейшее образование ребенка, а значит, и его будущая профессия, во многом определяющая жизненный путь.
Родителей детей-инвалидов очень часто ставят перед фактом необходимости отправки своего ребенка в специализированные учебные учреждения, как правило, интернаты, которые обычно находятся вдалеке от дома, или даже в другом городе. Это означает, что большую часть времени ребенок будет находиться вдали от семьи, а значит, будет испытывать дефицит родительской любви и внимания, а также помощи в преодолении трудностей, которые возникают в процессе обучения.
Многие родители делают все невозможное, чтобы избежать такого развития событий, и стараются определить своего ребенка в обычную общеобразовательную школу, находящуюся поблизости от дома. В этом случае у детей-инвалидов есть право выбрать форму обучения и программу, которая соответствовала бы их возможностям, как умственным, так и физическим. Обычно, предпочтение отдается надомному обучению, которое позволяет ребенку индивидуально в подходящем темпе осваивать предметы.
Распространенной ошибкой родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста является полное доверие комиссиям, объединяющим медиков, психологов, педагогов, которые ставят свой вердикт по допустимой программе обучения ребенка. Необходимо помнить, что если по заключению такой комиссии, вашего ребенка начнут обучать по специальной (коррекционной) программе обучения VIII вида, то перейти в дальнейшем на общеобразовательную программу практически невозможно. Аттестат же по этой программе закрывает ребенку дорогу во все учебные учреждения, за исключение некоторых ПУ, а мальчикам такой документ препятствует прохождению воинской службы, что ограничивает их дальнейшее трудоустройство. Поэтому родителям очень внимательно надо относиться к предполагаемой программе обучения, так как без их согласия никто не имеет права распоряжаться по своему, иногда очень субъективному, мнению будущим их детей.
Но встречается и такая категория родителей, которая не придает особого значения образованию своих детей. Прилагают массу усилий, чтобы взять справку у врача о том, что они необучаемы, тем самым обрекают детей на жалкое существование, лишенное общения и познания. Ведь, если ребенок хотя бы научиться читать, то его мир существенно раздвинет свои границы, и он сможет переживать новые ощущения и эмоции, а значит, жизнь его будет насыщенной и полноценной.
Родителям не стоит забывать о том, что все вложенные усилия и средства в образование детей, вернуться сторицей в будущем. Ведь каждый их них мечтает, чтобы дети нашли свою дорогу в жизни, были счастливы и независимы. И образование играет не последнюю роль в реализации этой мечты.