Как неоднократно отмечалось, инвалиды имеют в равной степени права с людьми, не имеющими инвалидности. Ограничения в деятельности инвалидов связаны, в первую очередь, с трудовой занятостью.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона «Об образовании в Российской Федерации», принятому Государственной Думой 21 декабря 2012 года, право на получение образования в стране гарантируется независимо от расы, национальности, пола, происхождения, языка, социального имущественного и должностного положения, отношения к религии, места жительства, личных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Действующая редакция закона, равно как и утратившего силу нормативного акта об образовании, признает в равной степени за инвалидами возможность получения образования в России. Более того, нарушение предписаний, указанных в данной статье, можно считать ущемлением прав и дискриминацией по признаку состояния здоровья.
Дополнительные гарантии в сфере образования предоставляются Законом «О социальной защите инвалидов». В частности, государство гарантирует инвалидам все необходимые условия для получения образования и дальнейшей профессиональной подготовки.
Однако необходимо отметить, что во многом данные нормы во многом пока что остаются лишь формально закрепленными, на практике существует немало недоработок и пробелов, которые еще предстоит устранить.
Общее образование лиц с ограниченными возможностями происходит с освобождением от оплаты как в образовательных учреждениях, оснащенных спецсредствами, так и в специальных приспособленных образовательных. При этом деятельность подобных образовательных учреждений регулируется и на общефедеральном, и на локальном уровнях: федеральными законами, постановлениями правительства, указами президента, нормативными актами, изданными парламентами или органами исполнительной власти субъектов федерации.
Основное общее, среднее общее, начальное, среднее и высшее профессиональное образование должно получаться инвалидом только в соответствии с утвержденной ранее индивидуальной программой реабилитации. Для категории инвалидов, нуждающейся в специальных условиях для получения образования, создаются приспособленные учебные заведения.
Государство разрабатывает специальные образовательные программы, адаптированные для лиц с ограниченными физическими или психическими возможностями, которые и должны ложиться в основу образовательного процесса. Примечательно, что инвалидам также должна предоставляться специальная образовательная литература.