Как гром среди ясного неба, обрушивается на родителей ребенка известие, что он болен детским церебральным параличом (ДЦП). В этот сложный психологический период нужно абстрагироваться от причин, которые привели к развитию заболевания и сконцентрировать свои усилия на лечении и реабилитации малыша.
Первые месяцы и годы после рождения ребенок наиболее восприимчив к лечению. Важно не упустить драгоценное время.
Причины развития ДЦП
ДЦП объединяет группу непрогрессирующих состояний, которые проявляются расстройством функции центральной нервной системы (ЦНС), двигательными нарушениями, дефектами речевого развития и психическими отклонениями.
По данным ВОЗ частота рождения ребенка с ДЦП составляет в мире 1-3‰. Эта нозологическая форма инвалидизирует детей чаще других болезней.
Современная медицина не может конкретизировать причины и удовлетворительно объяснить механизм развития болезни. Существующие классификации ДЦП пригодны для составления программ реабилитации в масштабах страны, но не могут описать проявления ДЦП в конкретном случае заболевания. Каждый случай болезни – это уникальный набор симптомов нарушения речевых, двигательных и психических функций, который требует индивидуальной программы реабилитации.
Среди причин, которые повышают риск развития ДЦП, выделяют инфекционные осложнения беременности, внутриутробную гипоксию, недоношенность, травматизм при родах. Повышается вероятность развития ДЦП у детей с отягощенной наследственностью по этому заболеванию и тяжело переболевших в ранние сроки после рождения. Медики не могут связать ДЦП с определенной причиной в 1/3 случаев.
Как формируется ДЦП?
ДЦП формируется постепенно. В первые дни после рождения ребенка кажется, что ничего не предвещает беды. Случается, что только по изменению активности движений новорожденного в динамике, выявляют недостаточность иннервации со стороны ЦНС.
Ранним диагностическим признаком ДЦП служит сохранение у ребенка в возрасте после 6 месяцев безусловных рефлексов. После их угасания у здоровых детей формируется правильное взаимоотношение чувствительной системы с двигательными центрами. Тонкие структуры ЦНС, анализируя информацию органов чувств, начинают бессознательно ориентировать тело в окружающем пространстве. Сначала мозг осознает положение «лежа». Далее, расщепляет его, осознавая себя «на спине» и «на животе». Следующим этапом ребенок понимает, как держать голову, затем учится сидеть.
У новорожденного нельзя диагностировать нарушения речи и психические отклонения. В начале болезни определяется нарушенный тонус мышц и патология двигательных функций.
У детей, страдающих ДЦП, связь сенсорной (чувствительной) системы с двигательными центрами нарушается на уровне спинного и/или головного мозга. Они действуют разобщенно. При этом лишенная ориентации в пространстве двигательная система вызывает гипертонус одних групп мышц и гиподинамию других.
Как правило, у сгибателей преобладает повышенный тонус, а разгибатели находятся в состоянии гиподинамии. Ребенок, с течением времени, оказывается в «позе эмбриона», развиваются контрактуры суставов, патология позвоночника и т. д. Это спастическая форма болезни.
При формировании очага патологического возбуждения в ЦНС развиваются неконтролируемые движения конечностей, сокращения мимической мускулатуры (нервный тик). Такие проявления характерны для гиперкинетической формы ДЦП.
При гипокинетической форме болезни наблюдается слабость мышц. Малыш не может удержать голову, сидеть и стоять. Суставы склонны к переразгибанию, ребенок «складывается», если попытаться активно изменить положение его конечностей или тела.
По локализации различают: моно- (1 конечность), геми- (2 конечности на 1 стороне тела), пара- (2 верхние или 2 нижние конечности) поражения. Неврогенная недостаточность может быть полная (плегия) или частичная (парез). Тяжелейшей формой болезни является тетраплегия, когда неподвижны все конечности ребенка. Тяжелые двигательные нарушения часто сопровождаются речевыми и психическими расстройствами.
Клинические симптомы ДЦП
Клинические проявления двигательных нарушений при ДЦП характеризуются следующими группами симптомов:
— Первичные – наличие безусловных рефлексов после 6 месяцев, нарушение тонуса групп мышц, неумение держать равновесие, непроизвольные движения и т. д.
— Вторичные – контрактуры или разболтанность суставов, сколиоз, кривошея, другие деформации скелета.
— Ассоциированные – речевые, психические, соматические, вегетативные нарушения.
Характеристика методов лечения и реабилитации при ДЦП
Лечение ДЦП должно проводиться комплексно. Необходимо добиваться воздействия лечебных факторов на все вовлеченные в патологический процесс системы организма. Методы лечения и реабилитации, которые применяют при ДЦП, можно условно сгруппировать по ведущему терапевтическому фактору, как представлено на схеме.
Медикаментозные методы лечения ДЦП
— Антиспастическое лечение требует спастический тип ДЦП. Выделяют миорелаксанты центрального действия (мидокалм) и местную терапию препаратами, содержащими ботулотоксин (диспорт).
— Миотоники показаны детям с гипокинетическим типом ДЦП. Используются препараты, которые улучшают передачу нервных импульсов (производные медиаторов адренергических и холинергических синапсов).
— Противосудорожное лечение используют для терапии гиперкинетического типа ДЦП. Действие лекарств направлено на подавление очага патологического возбуждения в ЦНС (финлепсин, транквилизаторы), препараты магния, лития, витаминотерапия.
— Препараты, опосредовано влияющие на тонус скелетных мышц (седативные, транквилизаторы, спазмолитики и др.).
— При всех формах ДЦП применяют лечение сосудистыми препаратами, ноотропами, проводят витаминотерапию (группа В).
— Ассоциированные заболевания требуют симптоматического лечения.
Арсенал применяемых медикаментов все время расширяется. Появляются новые эффективные препараты. Но медикаментозная терапия приносит положительный результат только в сочетании с другими методами лечения.
Оперативные и ортопедические методы лечения
— Проводят коррекцию деформаций позвоночного столба и конечностей, применяя ортопедические корсеты, стельки, обувь. Изготовление аппаратов показано для лечения неустойчивости детей с гипотоническими формами ДЦП.
— Лечебная физкультура применяется для лечения всех форм заболевания. Начинают занятия в самом раннем возрасте под патронажем врача ЛФК. Родителям следует проявить настойчивость. При должном отношении к занятиям наблюдается ощутимый прогресс в лечении.
— Массаж проводится не реже 2 раз в полгода при всех формах ДЦП.
— Физиотерапевтическое лечение помогает бороться с контрактурами суставов. Процедуры назначаются в зависимости от формы ДЦП не реже 3-х раз в год.
— Проводится грязе- водолечение. Курсы реабилитации показаны 2 раза в год.
— Хирургическое лечение применяют при стойких контрактурах суставов конечностей и деформации костей. Известны методики с пересадкой стволовых клеток, вживлением помп с миорелаксантами, снижающие ликворную гипертензию (шунтирующие).
Социально–педагогическая реабилитация
Социально–педагогическая реабилитация предполагает обучение детей с ДЦП в специализированных школах-интернатах, где создают условия круглосуточного пребывания. Дети там получают лечение, не отвлекаясь от учебы. В составе таких интернатов находится медблок с врачами–специалистами, кабинет массажа, физиотерапии, грязелечения, водных процедур, спортивные залы, где проводятся занятия лечебной гимнастикой. С детьми занимаются психологи, сурдологи, логопеды. Обучение ведется по специальным индивидуальным программам. За время обучения происходит профессиональное ориентирование учеников, они получают начальные навыки своей профессии.
Пребывание в таких школах-интернатах положительно влияет на психическое здоровье детей. Они обучаются в коллективе сверстников, приобретают навыки общения, социально адаптируются.
Психологические методы реабилитации
В психологической помощи нуждаются все дети, которые больны ДЦП. С учетом тяжести патологии ЦНС проводится лечение у психиатра или психологическая коррекция. Психологи, в основном, беседуют с больным ребенком, настраивая его на позитивное восприятие действительности и решая детские проблемы. Психолог разъясняет родителям ребенка особенности его поведенческих реакций и правильный стиль общения с ним в семье. Он помогает войти детям в коллектив, занимается ситуационными проблемами. Участие психолога показано на всех этапах реабилитации и социальной адаптации.
Нетрадиционные методы лечения
За последние годы накоплен положительный опыт лечения детей с ДЦП иппотерапией и дельфинотерапией. Разумеется, эти способы воздействия на ребенка только дополняют, а не заменяют комплексное лечение. Время, проведенное с животными благотворно влияет на детский организм и психический статус ребенка. Замечено появление новых речевых навыков. Их психо-эмоциональное состояние улучшается. Описано появление новых активных движений и снижение спастики при активных играх с животными. Официальная медицина не отрицает положительный эффект от применения таких методов терапии. Некоторые авторы добавили иппотерапию в разработанные программы реабилитации.
Авторские системы лечения
Авторские школы и программы реабилитации создавались специалистами для реализации комплексного подхода к лечению ДЦП. Обычно они предусматривают этапность диагностики, лечения и адаптации детей в семье и коллективе. Концептуальным стержнем методики является авторская техника (технология) воздействия на организм ребенка. К ней добавляют уже апробированные и зарекомендовавшие себя методы лечения.
— Метод У.М. Фелпса был популярен в середине прошлого века. Он был разработан для терапии спастических форм болезни. Используя авторские упражнения, ребенка обучали сначала пассивным, а затем активным движениям.
— Супруги Берти и Карел Бобат (60-е годы ХХ века) предложили первоначальное подавление появляющихся патологических рефлексов у ребенка с последующим восстановлением физиологической статики и моторики.
— Методика Делякато (1956-1957) предполагала поступательно обучать ребенка движениям рыб, амфибий, птиц и далее, до обезьян и человека.
— Метод Войта (1974) предполагал проведение кинезитерапии сразу после рождения ребенка (пока у него не развилась клиническая картина болезни) у всех новорожденных группы риска развития ДЦП.
— Методика К.О. Семеновой (конец ХХ века, Россия) проприоцептивной динамической коррекции основана на применении у взрослых пациентов и подростков системы функциональной антигравитации. Метод появился на волне конверсии. Предполагает применение модифицированных костюмов космонавтов и системы мышечных противотяг.
— Методика В.И. Козявкина (Украина) оформилась полностью на рубеже веков. Эта система интенсивной нейрофизиологической реабилитации обосновывает использование мануальной и биомеханической коррекции позвоночника и суставов с последующим построением правильного стереотипа движений.
Характеризуя эффективность используемых сегодня методик лечения и реабилитации детей при ДЦП, отметим не подлежащие сомнению принципы:
— необходимость комплексного воздействия на организм,
— необходимость раннего начала лечения,
— необходимость участия в реабилитации невропатолога, ортопеда, психолога, педиатра, врача ЛФК.
Безусловно, результаты лечения и реабилитации успешнее, если ребенок пребывает в специализированном центре, где собраны все необходимые специалисты и накоплен опыт борьбы с ДЦП.
не оченьто понятны написано.ребенку 1 год одна нога и одна рука немного не понятно поставили дцп что нужно делать пока не поздно. помогите!
[Ответить]